Портфолио


 МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА ИРКУТСКА ГИМНАЗИЯ № 3 664020, г. Иркутск, улица Ленинградская, дом 75, тел. 32-91-55, 32-91-54 ________________________________________ «Утверждаю»Директор МБОУ гимназии № 3 А.С.Трошин Приказ №114 от 19.03.2012 г. Положение о формировании и содержании портфолио достижений учащихся МБОУ гимназии № 3 Общие положения Назначение портфолио проследить развитие ребенка, обнаружить в нем склонности к тем или иным наукам и скрытые таланты. В первую очередь портфолио служит для того, чтобы помочь девятиклассникам при выборе профильного класса. Традиционная пятибалльная система оценки учащихся призвана выявлять пробелы в знаниях. В отличие от традиционной, портфолио является «накопительной» системой оценки знаний и индивидуальных достижений. В первую очередь портфолио девятиклассника призвано помочь ученику, родителям и наставникам правильно выбрать профиль и выстроить индивидуальную программу обучения ребенка на старшей ступени средней школы. Содержание портфолио в каждом конкретном случае определяется самим ребенком, в зависимости от цели, которую он преследует. Так, при поступлении в класс с гуманитарной специализацией он может исключить из своего портфолио свидетельства достижений в области точных наук, и наоборот. «Портфолио» (в широком смысле слова) – это способ фиксирования, накопления и оценки индивидуальных достижений школьника в определенный период его обучения. Портфолио дополняет традиционные контрольно-оценочные средства, направленные, как правило, на проверку репродуктивного уровня усвоения информации, фактологических и алгоритмических знаний и умений, включая экзамены и т.д. Портфолио позволяет учитывать результаты, достигнутые учеником в разнообразных видах деятельности - учебной, творческой, социальной, коммуникативной и др. – и является важным элементом практико-ориентированного подхода к образованию. Важная цель портфолио - представить отчёт по процессу образования подростка, увидеть «картину» значимых образовательных результатов в целом, обеспечить отслеживание индивидуального прогресса ученика в широком образовательном контексте, продемонстрировать его способности практически применять приобретённые знания и умения. Оценка тех или иных достижений (результатов), входящих в портфолио, а также всего портфолио в целом, за период его формирования, может быть как качественной, так и количественной. Портфолио помогает решать важные педагогические задачи: • поддерживать высокую учебную мотивацию школьников; • поощрять их активность и самостоятельность, расширять возможности обучения и самообучения; • развивать навыки рефлексивной и оценочной (самооценочной) деятельности учащихся; • формировать умение учиться – ставить цели, планировать и организовывать собственную учебную деятельность. Портфолио - это перспективная форма представления индивидуальной направленности учебных достижений конкретного ученика, отвечающей задачам предпрофильной подготовки и, в дальнейшем, - профильного обучения. Введение портфолио способствует повышению образовательной активности школьников, уровню осознания ими своих целей и возможностей и позволит сделать выбор дальнейшего направления и формы обучения со стороны старшеклассников более достоверным и ответственным. Структура портфолио Общий титульный лист должен быть с указанием МБОУ, ФИО ученика, класса, хронологический период заполнения портфолио Каждый блок портфолио выделяется титульным листом. В начале каждого блока помещается лист учета (реестр), где указывается перечень прилагаемых документов, работ, отзывов и т.д. Портфолио завершается листом учета баллов. Оценка портфолио. Содержание портфолио оценивается по следующим критериям - Аккуратность ведения портфолио - Регулярность и систематичность при заполнении портфолио - Разнообразие представленных документов - Презентационное представление портфолио Общая сумма баллов по итогам проверяемого периода Итоговая оценка портфолио должна быть интегральной, включающей максимальные баллы компонентов каждого блока. Составляющие портфолио. Идея портфолио, – совокупность («портфеля») сертифицированных (документированных) индивидуальных учебных достижений, выполняющих роль индивидуальной накопительной оценки и, наряду с результатами экзаменов, определяющей образовательный рейтинг выпускников основной школы. Портфолио ученика гимназии № 3 строится по блокам: Блок А «Портфолио документов», Блок Б «Портфолио работ», Блок В «Портфолио отзывов», Блок Д «Портфолио мониторинга» Блок А «Портфолио документов» Это портфель сертифицированных (документированных) индивидуальных образовательных достижений в виде документов или их копии. Примерная схема структуры «портфолио документов» и оценки его материалов Позиции Компоненты Результаты (баллы) Олимпиады Городская: - победитель - призёр - участник Районная: - победитель - призёр - участник Школьная (победитель) 5 4 3 3 2 1 1 Иные сертификаты Мероприятия и конкурсы, проводимые учреждениями системы дополнительного образования, вузами, культурно-образовательными фондами и др. Образовательные тестирования. Элективные курсы и факультативы по предметам (название курса, его продолжительности, форме, в которой проходили занятия) Школьные и межшкольные научные общества Конкурсы и мероприятия. Занятия на различных учебных курсах (указывается название учреждения или организации, продолжительность занятий и их результаты) От 1 до 5 Блок Б «Портфолио работ» Данный блок представляет собой собрание различных творческих и проектных работ ученика, а также описание основных форм и направлений его учебной и творческой активности: участие в научных конференциях, конкурсах, учебных лагерях, прохождение элективных курсов, различного рода практик, спортивных и художественных достижений и др. Примерный вариант записей в «портфолио работ»: • Проектные работы. Указывается тема проекта, даётся описание работы. Возможно приложение в виде фотографий, текста работы в печатном или электронном варианте. • Исследовательскиеработы и рефераты. Указываются изученные материалы, название реферата, количество страниц, иллюстраций и т.п. • Техническое творчество: модели, макеты, приборы. Указывается конкретная работа, даётся её краткое описание. •Работы по искусству. Даётся перечень работ, фиксируется участие в выставках. • Другие формы творческой активности: участие в школьном театре, оркестре, хоре. Указывается продолжительность подобных занятий, участие в гастролях и концертах. • Различные практики: языковая, социальная, трудовая, педагогическая. Фиксируется вид практики, место, в котором она проходилась, её продолжительность. • Участие в научных конференциях, учебных семинарах и лагерях. Указывается тема мероприятия, название проводившей его организации и форма участия в нём ученика. • Спортивные достижения. Делается запись об участии в соревнованиях, наличии спортивного разряда. Документы данного блока оцениваются 5 баллами каждый. Блок В «Портфолио отзывов» Данный блок включает в себя характеристики отношения школьника к различным видам деятельности, представленные учителями, родителями, возможно одноклассниками, работниками системы дополнительного образования и др., а также письменный анализ самого школьника своей конкретной деятельности и ее результатов. Портфолио может быть представлен в виде текстов заключений, рецензий, отзывов, резюме, эссе, рекомендательных писем и прочее. Примерный перечень документов «портфолио отзывов»: • Заключение о качестве выполненной работы (в научном обществе школьников); • Рецензия на статью, опубликованную в СМИ; • Отзыв оработе в творческом коллективе учреждения дополнительного образования, о выступлении на научно-практической конференции старшеклассников; • План саморазвития учащегося на учебный год; • Резюме, подготовленное школьником, с оценкой собственных учебных достижений; • Эссе школьника, посвящённое выбору направления дальнейшего обучения; • Другое Документы данного блока оцениваются 2 баллами каждый. Блок Д «Портфолио мониторинга» В данный блок собираются документы с результатами входящих и выходящих срезов знаний, департаментских контрольныхработ, зачётов, экзаменов по профильным предметам и итоговые оценки по четвертям и году. Функции учителя, ученика и родителей при ведении портфолио по данному блоку вести регулярный учет. Баллы, выставляемые в лист учета, соответствуют полученным оценкам. В содержание данного блока также включаются заключения по результатам психологических тестирований в рамках профильного направления, составленные психологической службой МБОУ гимназии № 3. Функции учителя, ученика и родителей при ведении портфолио. Учителя – предметники: - предоставляют учащимся документы, подтверждающие их участие в мероприятиях по предмету гимназического, районного, городского и т. д. масштаба - предоставляют рецензии и отзывы на рефераты, проекты, исследования и т. д. - заверяют оценки, выставленные учеником за контрольные работы, зачёты, экзамены по профильным предметам. Родители: - оказывают помощь в составлении и оформлении портфолио Ученики: 1. Должны составить план саморазвития и по итогам года предоставить результат о выполнении плана 2. Должны регулярно пополнять содержание портфолио: - документами, содержащими оценку их деятельности: участие в олимпиадах и конкурсах, проектные работы, исследовательские работы и рефераты, модели, макеты, приборы, работы по искусству; табелями, оценивающими изучения ими факультативных курсов - отзывами о формах творческой активности: участие в школьном театре, хоре. Указывая продолжительность подобных занятий, участие в концертах, конкурсах - дипломами, подтверждающими их участие в научных конференциях, различных творческих смотрах, конкурсах, спортивных соревнованиях и т. д. - документами, подтверждающими их занятия в учреждениях дополнительного образования, на различных учебных курсах, учебных семинарах и лагерях и т. д. 3. Аккуратно, в соответствии с положением, вести работу с портфолио. Формирование итогового образовательного рейтинга ученика: Защита Портфолио фиксируется в протоколе защиты портфолио Срок составления портфолио для 9 классов – с 1 класса. При зачислении в профильные классы в первую очередь учитываются достижения Блока А, Д.






Проект Надирадзе Таисии
Проект Ливанова Эдуарда
Проект Осинцева Андрея
Проект Зиновьева Константина
Проект Филиппова Арсения
Проект Забелиной Оксаны

2 комментария:

  1. Хорошие проекты. Можно добавить фото ребят и указать где и когда выступали, что заняли...

    ОтветитьУдалить
  2. ...а также интересные работы ребят, которые приняли участи в олимпиаде по английскому языку. Было бы очень интересно посмотреть лучшие из лучших!

    ОтветитьУдалить